Процесс развития ребенка состоит из множества аспектов. Внимательным родителям стоит наблюдать за каждым из них, чтобы правильно координировать усилия, обнаруживать сильные и слабые стороны и возможные отклонения. Рассмотрим основные параметры развития растущей личности.
Кажется, что на формирование личности, темперамента и самооценки в первую очередь влияет жизненный опыт. Отчасти это так, однако, формирование этих свойств человека зависит и от физиологических особенностей нервной системы. Соответствующие тесты позволят определить принадлежность ребенка к одному из типов темперамента:
Как правило, тип темперамента достается ребенку от одного из родителей или представляет собой смесь обоих. Определение темперамента позволит установить оптимальный курс воспитания.
Так, воспитывая сангвиника, необходимо общаться на равных и бороться с его рассеянностью: напоминать о незаконченных делах, найти занятие по душе, которое будет тренировать усидчивость.
А в общении с холериком не стоит повышать тон или грубить. Самооценка – ещё одна ось личности. В промежутке между 3 и 6 годами проходит основной этап её формирования, поэтому ей следует уделять максимум внимания. Только так ребенок вырастет в гармоничного взрослого.
Внимательное наблюдение за эмоциональной сферой ребенка помогает определять особенности развития его психики. В реакциях на окружающую действительность проглядываются механизмы её познания – когнитивные возможности.
В вопросах диагностики эмоций и чувств ребенка помогают не только специализированные тесты. Детская непосредственность дошкольника, отсутствие умения кривить душой, помогут родителям собирать данные и делать соответствующие выводы.
На практике диагностика эмоциональной сферы дошкольника осуществляется при помощи:
Своевременное обнаружение излишне интенсивных эмоций и устранение их причин поможет вырастить уравновешенного человека, который адекватно воспринимает действительность и хорошо осознает свое место в ней.
Человеческая психика – клубок взаимосвязанных процессов и механизмов. У детей он ещё не так запутан, поэтому наблюдать за ним легче. Но родителям все равно придётся запастись терпением и освоить ряд методик психологических исследований.
Главная цель диагностики психического развития дошкольника – обнаружение отклонений в развитии, приводящих к ним факторов и устранение тех и других.
Полученные данные позволяют избавиться от:
Наблюдение начинается с самой реакции ребенка на процесс исследования. Конечно, прохождение тестов можно скрыть за очередной игрой, но так получатся искаженные данные. Ребенок должен понимать, что происходит и для чего это нужно.
Когнитивная сфера – сумма интеллектуальных навыков. К ней относятся и механизмы запоминания и интерпретации информации, воображение и речевые навыки. Диагностические методики направлены на определение степени сформированности процессов восприятия.
При обнаружении существенных отклонений следует предпринять меры коррекции, соответствующие особенностям конкретного ребёнка. Важность правильного развития когнитивных навыков для будущей адаптации к жизни сложно недооценить.
Процесс диагностики начинается с установления вербального или эмоционального контакта с ребенком. После, необходимо приблизительно определить границы запаса знаний о мире, личные особенности мышления ребенка и навыки ориентирования в пространстве.
Затем можно приступать непосредственно к тестированию, применяя выбранные методики.
Диагностику следует дозировать так, чтобы она не успела наскучить, а предпочтительные методы выбирать, исходя из аспектов когнитивной сферы, которые требуют диагностики.
Особенности поведения ребенка формируются вместе с его личностью под действием ряда внешних факторов. Методы диагностирования нарушений поведения (замкнутость, агрессивность, склонность к обману и другие) зависят от их типа. В качестве базового набора методик выступают:
Тип темперамента и самооценка: Тест Айзенка; Методика «Лесенка».
Эмоциональная сфера: Цветовой тест Люшера; Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, Методика «Выбери нужное лицо»; Методика «Контурный САТ-Н (Детский апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак); рисовальная проба «Рисунок семьи»; рисовальная проба «Домики страхов».
Психическое развитие: Тест «Сделаем вместе»; тест Роршаха; рисовальная проба «Несуществующее животное».
Когнитивная сфера: Методика «таблицы Шульте»; выяснение пассивного словарного запаса; модифицированный тест Гилфорда; прогрессивные матрицы Равена.
Поведение: Методика Рене Жиля; тест «Рисунок человека» на основе методики Ф. Гудинаф